тагильские народные промыслы 

  

Тагильские промыслы 

Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Характер декоративно-прикладного искусства на этой территории во многом определила горнозаводская промышленность. Благодаря ее мощному развитию, начавшемуся с XVIII века, в регионе были созданы необходимые условия для возникновения уникальной художественной культуры. Крепкая связь с производством и наукой является отличительной чертой уральского искусства. Нижний Тагил край металла и камня. Железоделательное производство послужило основой для оригинальной лаковой живописи на металле. Открытие уральских месторождений самоцветных камней определило развитие камнерезного искусства в регионе и культуру обработки камней во всей стране.

  

Лаковая роспись по металлу  

Тагильская лаковая роспись по металлу возникла в XVIII веке, когда промышленник Никита Демидов основал железоделательное производство. Традиции промысла развивались в двух основных направлениях: сюжетная и цветочная роспись. Талильскую роспись не спутать с другой: ей присущи богатство красок ,законченность композиции и специфическая техника двухцветного мазка. Главным элементом в цветочном узоре выступает «тагильская» роза, удивляя своим разнообразием в нарядных букетах.

 В нижнем Тагиле работали целые династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты мастерства. Среди них – знаменитые крепостные художники Худояровы, которые изобрели «хрустальный лак», придававший сюжетам и узорам объемность и глубину. Современные мастера сохранили и продолжили традиции лаковой росписи.

  

Художественное литье и ковка металла

Нижний Тагил – место бытования русского кустарного промысла, связанного с обработкой металла, Художественное чугунное литье Урала, прославившееся в середине XVIII века, во многом обязано Нижнему Тагилу. В произведениях из металла объединились техническая смекалка рабочего человека и уникальная природа демидовского железа.

 Благодаря заводам, выпускавшим листовое железо, широкое распространение получило изготовление расписных лаковых подносов. Это производство требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов и кузнецов.

 Современные тагильские мастера продолжают славные традиции художников по металлу, восхищая зрителей неповторимостью изделий.

  

Берестяное дело

Деревообрабатывающие промыслы широко представлены в богатом лесами Уральском крае. Бересту издавна использовали в строительстве и изготовлении домашней утвари. Каждая такая вещь – особенна и не повторима и представляет собой сочетание мастерства и уникальных технологий.

 Успешной и продуктивной для тагильского бурачного дела стала вторая половина XIX века, когда изделия местных мастеров прославились на всю Россию. Пермская губернская выставка в 1837 году – яркий дебют тагильских умельцев по обработке бересты.

 Сегодня промысел вновь набирает популярность благодаря творчеству тех, кто стоял у истоков возрождения традиционных приемов и технологий берестяного дела.

  

Камнерезное ювелирное производство

На Урале обработка самоцветов началась с XVIII века. Основой изделий мастеров служили сокровища «кладовой» Уральских гор. Наибольшую известность камнерезное искусство России получило с началом разработки в 1814 году уникального Меднорудянского месторождения, а тагильский малахит прославился на весь мир.

 Колонны из этого величественного камня украшают Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, малахитовая комната является одной из центральных экспозиций Эрмитажа.

Ювелирное производство – старейший уральский промысел. Зарождение его началось с огранки самоцветов в третьем десятилетии XVIII века, а изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских.

 Современные тагильские камнерезы и ювелиры, сохраняя преемственность традиций, используют новые технологии в создании произведений.